История города

 

Происхождение названия

Название города Инза предположительно происходит от эрзянского слова «инзеень» (малиновая). Согласно менее популярной среди учёных версии, «инза» происходит от чувашского слова «инзе», то есть, «дальний». Объясняется это тем, что станция некоторое время была крайней и находилась дальше всех остальных. Однако такую версию происхождения поддерживают далеко не все учёные. Станция действительно некоторое время была крайней. Но строительство железной дороги велось относительно быстрыми темпами. Название не должно было прижиться.

Малина - символ Инзы

 

Первые поселения

Заселение территории современной Инзы началось более шести тысяч лет назад. Первые поселения появились здесь ещё в эпоху неолита. Одна из стоянок была обнаружена недалеко от того места, где сегодня находится железнодорожный мост. На месте стоянки были найдены орудия труда древних людей (каменный топор, скребок, гарпун и т. д.). Были обнаружены и другие стоянки, объединённые археологами в Сурско-Изенскую группу.

 

Село Китовка

История Инзы укладывается всего в одно столетие. Предыстория города намного богаче. Невозможно рассматривать историю города отдельно от тех населённых пунктов, которые находились на территории современной Инзы.

Село Китовка, например, стало сегодня частью города. А между тем, это очень древнее поселение, о котором нельзя не упомянуть. Не существует ни одного документа, достоверно рассказывающего о появлении Китовки. Есть версия, что своё название поселение получило по имени основателя Кита Воронина. Кит был служилым человеком. Приблизительно 300 лет назад Воронин, как и многие другие служилые люди того времени, получил земельный надел. Со временем здесь появилось село, названное в честь хозяина земли.

По другим версиям, село принадлежало опальным дворянам, отправленным в эти края в ссылку. Упоминается и некий Евсей Китов, по фамилии которого якобы было названо село. В начале XIX века в Китовке была возведена каменная церковь. Через много лет к ней была пристроена сторожка, в которой местный дьяк обучал детей грамоте. А в конце 1870-х сюда был прислан первый учитель. В начале ХХ века сторожка, служившая школой, сгорела. Вместо неё появилась каменная школа, сохранившаяся до наших дней.

 

На рубеже XIX – XX веков

 

Огромное значение для развития Инзы сыграло строительство железной дороги. Здесь была построена железнодорожная ветка, соединявшая Казань и Москву. На строительстве железной дороги особенно настаивало купеческое сословие России. Стремясь попасть на мировой рынок, купцы нуждались в новом виде транспорта. Перевозить товар в Европу на лошадях было невозможно, а реки не всегда текли в нужном для купцов направлении.

Строительство ветки Москва – Казань началось в 1866 году. К концу 1893 года строительство было окончено. Симбирское земское собрание приняло решение о подаче ходатайства на соединение Симбирска (нынешнего Ульяновска) с железнодорожной веткой. Разрешение на присоединение было получено в 1895 году. Ветка была построена в 1898 году. Местной станции было присвоено название Инза.

 

Строительство железной дороги

Железная дорога проходила рядом с Китовкой. Станция представляла собой небольшое деревянное здание вокзала, за которым были построены дома для рабочих, дежурного и начальника станции. Постепенно рядом с домами сотрудников стали строить жилища и те, кто не имел к железной дороге никакого отношения. 

Старое здание станции Инза

В 1899 году при станции появилось почтовое отделение. Были также построены здания трактира и жандармерии. В пристанционном посёлке поставили свои лавки купцы Морозов и Храпский. В последнюю очередь была выстроена школа. До появления школы дети вынуждены были получать образование в Китовке. Расстояние между станцией и селом было немалым. Особенно трудно было добираться до школы и обратно в сильные морозы.

В начале ХХ века рядом с пристанционным посёлком появился лесопильный завод, хозяином которого был Бутлеров. Затем появились лесопильные заводы Парамонова и китовского купца Карпова.

 

Город в первой половине XX века

 

После окончания гражданской войны жители новой страны приступили к восстановлению пострадавшего от военных действий хозяйства. Инзу разрушения практически не затронули. Поскольку в посёлке не было крупных промышленных предприятий, восстанавливать здесь было нечего.

 

Привокзальная площадь

Настоящее строительство в Инзе началось только после гражданской войны. Железнодорожное движение постепенно налаживалось. Было принято решение о расширении депо. Лесозавод возобновил свою работу. В посёлке появился первый клуб (имени В.И. Ленина). На берегу реки Сюксюмки была построена паровая электростанция. Энергии одной электростанции для посёлка было недостаточно. В 1925 году при депо появилась вторая электростанция. В конце 1920-х годов началось строительство диатомового комбината.

В 1929 году был образован Инзенский район. В его состав входило 46 сельских советов. Пристанционный посёлок становится районным центром. Количество жителей в Инзе выросло в несколько раз. Несмотря на то, что в Инзенском районе к началу 30-х годов было 12 предприятий, район считался преимущественно сельскохозяйственным. На предприятиях было занято около тысячи рабочих.

В Инзенском районе процветало в те годы кустарное производство. Кустарей здесь насчитывалось не менее шести тысяч. Они занимались производством саней, телег и рогож. Был популярен и отхожий промысел. Более пяти тысяч человек покидало район для работы плотниками, малярами и каменщиками. Медленные темпы развития промышленных предприятий в районе были обусловлены недостатком энергоресурсов. В 1932 году при железной дороге была построена дизельная электростанция. Но и её мощности было недостаточно, так как она давала не более 150 киловатт. 

К середине 30-х годов в районе было около девяноста колхозов и 3 МТС. Самая крупная МТС находилась в Инзе. Она владела тридцатью тракторами. В 30-е годы в Инзенском районе было уже 16 промышленных предприятий. На них было занято более полутора тысяч рабочих. Около трёх тысяч кустарей стали членами промышленных артелей, направление работы которых оставалось прежним. Артели изготовляли сани, делали жёсткую и мягкую тару, занимались деревообработкой. Однако именно эти артели положили начало современной промышленности в Инзе.

 

В годы войны

 

К началу 40-х годов Инза, несмотря на возраставшие темпы развития, оставалась небольшим пристанционным посёлком. Инза состояла из трёх улиц, тянувшихся вдоль железнодорожных путей. Между посёлком и станцией находилась огромная, ничем не занятая территория. В планы местных властей входило обширное строительство. Посёлок должен был значительно вырасти. Осуществлению планов помешала война. 16 тысяч жителей Инзенского района ушло на фронт. Оставшиеся в Инзе и окрестных населённых пунктах старики, женщины и дети должны были заменить на рабочих местах ушедших воевать мужчин. Инзенский район должен был снабжать фронт хлебом и лесом, так как регион был богат именно этими ресурсами. Понимая всю необходимость леса и хлеба для фронта, жители Инзы создавали бригады бесперебойной работы. 

 

Ст. Инза. Большая улица

В военные годы население Инзы выросло до 28 тысяч за счёт прибытия эвакуированных. Одной из задач района было размещение и оказание помощи вновь прибывшим, многие из которых нуждались в лечении. Зданий, пригодных для проживания в них людей, в Инзе было намного меньше, чем сегодня. Однако жителям посёлка и района удалось справиться с поставленной задачей. Все прибывавшие сюда эвакуированные получали необходимую медицинскую помощь, одежду, еду и кров. Ситуация, однако, осложнялась обрушившейся на район эпидемией дифтерии. Заболевшие нуждались не только в лечении, но и в реабилитации. Необходимо было открывать специальные столовые для ослабших после болезни людей. 

Суровые испытания ожидали во время Великой Отечественной войны работников железной дороги. Инзенские железнодорожники отличились воинской доблестью и трудолюбием ещё во времена гражданской войны. Очень часто им приходилось работать во внеурочное время, ремонтируя бронепоезда для Красной Армии. Если возникала необходимость, работники железной дороги отбивали вражеские атаки с винтовками в руках.

Во время войны 1941-1945 годов железная дорога страдала от нехватки рабочих рук. Большинство железнодорожников ушло на фронт, а оставшимся приходилось работать практически круглосуточно. Нередко не хватало паровозов и ремонтных деталей. Однако всё это не должно было задерживать движение составов и мешать их прибытию на место назначения в срок. Более половины жителей Инзенского района не вернулись с фронта. Многие вернувшиеся были не в состоянии работать. Но это не помешало жителям Инзы восстанавливать силы города и района быстрыми темпами.

Уже в 1946 году, через год после окончания Великой Отечественной войны, Инзе был присвоен статус города. В послевоенные годы было построено несколько новых школ и детских садов. Значительно вырос и железнодорожный узел. Изменились в лучшую сторону условия труда самих железнодорожников. 120 стрелочников получили новые должности, оставив прежнее место работы. Работа стрелочников всегда считалась одной из наиболее тяжёлых и опасных. С тех пор, как были электрифицированы стрелки, необходимости использовать труд людей больше не было. Были улучшены и железнодорожные пути, что значительно облегчило труд работникам железной дороги.

 

Развитие предприятий города

 

Во второй половине 40-х годов активно развивался диатомовый комбинат. Продукция комбината пользовалась спросом во многих советских городах. В конце 50-х годов в состав комбината вошёл завод теплоизоляционных сетей. В начале 60-х комбинат подключили к Куйбышевской энергетической системе, что привело к увеличению количества выпускаемой продукции в несколько раз в сравнении с довоенным периодом.

 

Диатомовский комбинат

Следующим этапом развития комбината становится выход его продукции на международный рынок. Пенькозавод был построен в Инзе ещё в начале 30-х годов. Назвать это предприятие заводом можно было лишь с большой оговоркой. Предприятие располагалось в достаточно небольшом для завода помещении. Оборудование для производства использовалось самое примитивное. Сырьё доставляли из окрестных посёлков и соседних районов. Готовая пенька отправлялась на канатные фабрики Ленинграда и Харькова.

 

Универмаг на Диатомовом комбинате

В начале 60-х завод пережил второе рождение. Новое руководство изменило название предприятия. Теперь оно именовалось фабрикой нетканых материалов. Новое название было дано благодаря инновационной технологии производства, использовавшейся на фабрике. В первый же год работы по новой технологии предприятие перевыполнило план. В середине 60-х годов на фабрике появился новый цех, в котором производили 4 новых вида ткани для изготовления обуви.

В 70-х годах на предприятии начинается выпуск теплоизоляционных материалов. Производством пеньки фабрика уже давно не занимается. На территории фабрики не прекращается строительство. Постоянно расширяющийся штат предприятия требует дополнительного рабочего пространства. Вот почему было построено новое административно-бытовое здание, реконструированы и расширены многие цеха. 

Одним из крупных предприятий города считался ПОШ (фабрика первичной обработки шерсти). Строительство фабрики началось ещё в 70-х годах ХХ века. Предприятие было запланировано настолько крупным, что к нему даже была проведена железнодорожная ветка. Шерсть на фабрику  поступала из Поволжья, Средней Азии и Урала. Недалеко от фабрики был построен  жилой микрорайон, где  жили работники предприятия. К сожалению фабрика несколько лет назад  была расформирована, огромное количество рабочих оказались безработными, а в настоящее время от предприятия остались лишь развалины.

Деревообрабатывающий завод – одно из старейших предприятий города, которое развивается и по сей день. В 2010 году завод отметил свой 105-летний юбилей. Столетие, прожитое предприятием, составляет целую историческую эпоху. Как сто лет назад, так и сейчас Инзенский деревообрабатывающий завод является флагманом индустрии своего региона, входит в число наиболее успешных и стабильно работающих предприятий отечественного лесопромышленного комплекса. В этом заслуга нескольких поколений замечательных тружеников завода, отдававших предприятию свою энергию и талант. 

Логотип Инзенского ДОЗ